среда, 29 апреля 2015 г.

Реал. Скучное. Про город.


Город. Родной город. Можно ли его не любить? 
Вчера умудрилась жутко огорчиться от разговора про город.
Да, я знаю, что он жутко грязный. Невероятно грязный.
Здесь практически нет дорог, хотя в последние годы хоть какое-то продвижение и наметилось. Сужу, правда, по тому, где хожу сама, но всё же.
Все тридцать три года своей жизни я прожила в одном и том же районе. 4 дома, 3 из которых приписаны к одной и той же улице, а четвёртый, по сути, расположен от неё в каких-то метрах.
Сколько помню, это всегда был какой-то ужас. Ямы, рытвины, вечные камешки, бетонные плиты... В детстве интересно прокладывать новые дороги. Вроде идёшь по одному и тому же маршруту, а шаг в сторону и уже можно сочинять новую историю. Вместо аллейки можно пройти через заросший сад (ныне уничтоженный полностью), или выйти на широкую площадку и прошагать по ней. Можно обогнуть дом с другой стороны, пробраться через огороды, от которых ныне ничего не осталось, пролезть через дыру в заборе и опять же выйти на привычный путь. Детство...
Долгие годы у дома, в котором сейчас живу, был тихий ужас. По этой дороге ездили со скоростью 5 км/ч. В лучшем случае. Яма, ямка, лужа, ямища, фик знает что, и снова яма...
А потом, лет, наверно, семь назад уже, дорогу заасфальтировали. Правда, не обошлось без лежачих полицейских, о которые я не один раз умудрилась запнуться :( И даже несмотря  на них, по дороге гоняли.
А прошлым летом заасфальтировали основную улицу. Правда, огорчает то, что дорогу теперь переходить сложнее. Стоишь и ждёшь пока пронесутся машины...
Кстати, машин развелось... Даже собак нерезаных меньше, чем машин. На всех газонах города, во всех переулках районов, везде где можно и где нельзя... Машины, машины, машины... Не,  занятно их разглядывать, но их реально чересчур много. Перебор. Машин много, а зелени нет совсем. Вырубили и вырезали всё, что только было возможно. Оставшиеся огрызки зелёных насаждений напоминают именно что огрызки и не более того. Даже сосновая роща прохудилась до того, что теперь воспринимается не частью лесного массива, а парочкой деревьев в черте города.
А то море зелени, что окружало реку... Ныне там красные домики и набережная, а вся зелень только в воде. Стало удобнее в плане увеселений толп, особенно при фейерверках, ибо набережная вмещает действительно много народа, но вот дышать становится нечем.
Уже нет ощущения лесного края. Это красный город. Само название Йошкар-Ола означает красный город, вот только красный от слова прекрасный, то есть красивый. Но можно ли назвать нынешнюю Йошкар-Олу красивым городом?
Не знаю, не уверена. Я люблю этот город. Люблю из воспоминаний детства. Но то, что сейчас... Город без души. Город для туристов.
Город маленький. Маленький, если сравнивать с прочими столицами регионов европейской, да, наверно, и азиатской частей России. 260 тысяч населения.
Но... Понастроили много спортивных объектов. Правда, ни в одном из этих водных, ледяных и прочих дворцов я не была, но всё же.
В городе как минимум четыре театра. Скорее больше, просто не так ярко выражены. 
Есть  центры культуры (как минимум три: русской, марийской и татарской культуры). 
Много Домов культуры.
Библиотеки. Как они умудряются существовать в наше время интернета вопрос хороший, но существуют же.
Много музеев. Я бывала в трёх. Краеведческом, изобразительных искусств, и в национальной художественной галерее. А есть ещё дичайшая куча, о которых я лишь слышала. Музей в госархиве, музей истории города, музей гулага (после посещения которого все, по отзывам, отходят несколько дней)... Ещё какие-то...
Вот вроде все упрекают в том, что в городе не видно ничего марийского. Но марийцы язычники. Вся их вера прячется от чужих глаз. Прячется в лесном краю, о котором в городе уже ничего не напоминает.
Нельзя сказать, что марийская культура уничтожается. В школах преподаётся марийский язык, как я недавно узнала от племянника. Есть театр, постановки которого идут на марийском языке (правда на каком из трёх я не имею ни малейшего представления). Правда, театр горномарийский драматический, так что это уже наводит на определённые соображения. Есть много певцов. Самое занятное, что звучание марийских песен мне напоминает журчание ручейка. И в основе своей я всегда вслушиваюсь в радио, когда там звучит песня на марийском. Правда сама из языка знаю такую печальную фразу, что ни в сказке, ни пером...
Наследие народа мари поддерживается в изобразительном искусстве, в вышивках, возможно ещё в чём-то. Так что сказать, что тут уничтожается культура коренного населения нельзя. Она поддерживается всеми возможными способами.
Вот только нынешнее городское население всё-таки русское. 
Хотя я периодически слышу марийскую речь в транспорте. Но это даже по внешнему виду - марийцы. А так... Русский город, русский народ.
Я, как очень нелюдимый человек, нигде не была и ничего не знаю, и всё же...
Как по мне, для маленького города это достаточно большое количество культурных и спортивных объектов.
Да и здравоохранение, с которым я, слава всем богам, особо не сталкивалась. Нельзя сказать, что его совсем нет. Есть. Работают поликлиники, городская и республиканская больницы вроде бы тоже пашут (хотя как пашут тот ещё вопрос). Роддом вроде бы тоже пока не закрыли.
И даже загс новый сообразили (правда где он в том новом длиннющем краснокаменном ряду располагается, я как-то не очень разобралась).
Обычный город...
В нём нет ничего особенного. И, наверно, если сравнивать с другими городами, он ужасен. Но для меня он родной.
Для меня это город сказок, в котором на ветвях деревьев можно встретить Бабу Ягу, а на скамейках города развалившегося Йошкиного кота. Город троп и тропинок, в котором в одно и то же место можно придти разными путями. Город...
Оценивая объективно, это и впрямь нечто отстойное. 
Это ужасающая грязь. Это отсутствие хороших дорог и бордюров. Это полнейшее отсутствие культуры чистоты. Сегодня иду на работу. Навстречу девушка (ну, от 16 до 40). Докурила, просила окурок под ноги, и даже толком не затоптала. Противно. Под ноги лучше не смотреть. По сторонам лучше не смотреть. Остаётся только небо. Гнёзда птиц в кронах деревьев. Пение, чириканье, трещание и прочее звуковое сопровождение, издаваемое пернатыми. А город... Он реально грязный. И даже так сильно раздражающая звуковая реклама на остановках: "А ты не мусори, и будет тебе чистый город" не помогает.
Оценивая субъективно... Меня дико огорчил вчерашний разговор. Я люблю этот город. Люблю его фонтаны. Люблю его улицы и дворы. Город моей жизни... Каким бы он ни был, это город, в котором я живу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий